Поздравляем всех с Антипасхой!


Антипасха – праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Пасхи, другие названия: Фомина неделя, Новая неделя. В народе этот день называют еще красной горкой, так как это первый день после многодневных Великого поста, Пасхи и Светлой седмицы, когда позволяется совершать таинство Брака.
Слово «Антипасха» буквально означает «то, что вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение и обновление. Богослужение этого воскресенья связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам: в «первый день недели вечером» и «после восьми дней», – о чем повествует евангельское чтение на
Литургии (Ин. 20:19 – 31). В сам день Светлого Воскресения вечером Господь Иисус Христос явился собранным в Сионской горнице апостолам, показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи… В этот момент Фома отсутствовал и не поверил рассказам других апостолов о Воскресении Христа: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25)
Вторично явившись ученикам по прошествии восьми дней, Спаситель призвал сомневавшегося Фому к осязанию Своих ран, и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» На что Христос сказал апостолу: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»(Ин.20:28-29). Эти слова обращены не только к апостолу Фоме, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
Неделю Антипасхи Церковь посвящает также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. В древнехристианском богословии воскресный день мыслился первым днем седмицы — днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днем обновленного Христом нового мира. Эту же мысль высказывает свт. Григорий Богослов в «Беседе на Неделю Новую»: подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, восьмой по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека, только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица
времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *