ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ!


На сороковой день, согласно предписаниям закона, Иисус был принесен родителями в иерусалимский Храм, где Младенец-Христос был встречен духоводимыми личностями того времени, а главным образом, Симеоном Богоприимцем. Это событие и стало причиной наименования праздника «сретением», что значит встреча. В этот великий праздник Церковь чтит как Господа нашего Иисуса Христа, так и родившую Его по плоти Матерь Божью. Днем празднования с времен раннего христианства был установлен 2/15 февраля, то есть сороковой день после Рождества. Так, Святая Церковь разделяет календарный год на этапы божественного Домостроительства и благословляет его, преподавая этим человеку возможность вкусить великой тайны вочеловечения Сына и Слова Божия. Приношение Христа на сороковой день в иерусалимский Храм описывается исключительно у евангелиста Луки (Лк. 2.22–39).
Сам Господь Бог, а именно бесплотный Логос, преподал Моисею заповедь об очищении каждого младенца мужского пола на сороковой день, и с тех пор она раз и навсегда стала одним  из важнейших законоположений древнего Израиля.
В книги Исход читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» (Исх. 13.1-2). Как видно, данная заповедь относилась не только к первородным сыновьям, но и к животным. Они должны были отбираться и преподноситься Богу. Божии слова звучали категорично: «Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — Господу» (Исх. 13.12).
Эта заповедь была дана израильскому народу через Моисея в периоде после умерщвления Божиим Ангелом всех египетских первенцев (в результате чего фараон и разрешил израильтянам выйти из Египта) и до перехода через Чермное (Красное) море. Характерно обоснование данного действия: «Ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта» (Исх. 13.9). Посвящение первородного было выражением признательности Богу за Его  благодеяния.
Более подробно об этом обряде говорится в Левите. Родив младенца мужского пола, мать на восьмой день должна была обрезать его, а в сороковой принести в Храм. Вместе с новорожденным родители должны были «принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику» (Лев. 12.1-7).
Установленный Богом Словом закон был соблюден и Им Самим, принявшим человеческую плоть, чтобы он не был нарушен. Св. Кирилл Александрийский говорит, что мы не должны соблазняться при мысли, что Христос исполняет закон, не должны почитать Его — свободного за раба, но нам надо «более постигнуть домостроительства глубину». Совершенное Христом также относилось и к таинству кенозиса Сына и Слова Божия.
Согласно св. Григорию Паламе, Христос не нуждался в очищении, поскольку оно в Ветхом Завете было установлено для рождавших и рождаемых, а Он был зачат бессемянно и рожден непорочно. Святые Отцы говорят, что Христос был принесен в Храм не из-за нужды в очищении, но «это было делом послушания». Подразумевается не только послушание закону Божию, но и совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию древнего Адама. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама-Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *